Цель:
- ознакомить родителей с кризисным возрастным периодом ребенка третьего года жизни;
- повысить их психологическую компетентность по проблеме воспитания и взаимодействия с детьми раннего возраста.
Ход проведения:
1. Введение. Сообщение темы практикума
Цель: сосредоточить внимание участников на теме практикума.
2. Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство, создание комфортной атмосферы, сближение участников.
3. Мозговой штурм «Психологический портрет ребенка раннего возраста.
Цель: уточнение основных понятий, связанных с возрастными и индивидуальными характеристиками ребенка, выявление поведенческих проявлений и индивидуальных особенностей детей третьего года жизни.
Инструкция: Всем участникам предлагается с помощью мозгового штурма отметить индивидуальные особенности ребенка раннего возраста. На доске или в блокноте фиксируются все предложения. Слева на листе записываются положительные черты присущие трехлетнему ребенку, справа - отрицательные. Как правило, получается «классический» портрет ребенка в период «кризиса трех лет».
4. Информационное сообщение: «Кризис трех лет. Основные симптомы кризисного периода»
Цель: познакомить родителей с основными характеристиками «кризиса трех лет»; формировать умение понимать особенности и закономерности развития ребенка.
5. Работа в группах «Трудности взаимодействия с детьми раннего возраста»
Цель: выделить основные проблемы взаимодействия с детьми раннего возраста, обобщить опыт родителей.
Инструкция: Представленное упражнение проводится в три этапа.
1-й этап. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, общаясь с детьми раннего возраста.
2-й этап. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в ходе обсуждения выделяет уровень сложности каждой проблемы по 10-ти бальной системе. В результате группового обсуждения на блокноте появляется общий перечень трудностей, которые заслуживают пристального внимания.
3-й этап. Каждая подгруппа предлагает определенные пути предотвращения и преодоления трудностей (обмен опытом).
6. Упражнение «Карусель»
Цель: проверка полученных знаний о «кризисе трех лет»
Инструкция: Участники объединяются в подгруппы, каждая из которых получает карточку с одним вопросом.
Вопросы для подгрупп:
1. Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период «кризиса трех лет»?
2. Что такое «кризис трех лет»?
3. Как реагировать взрослым на проявления «кризиса трехлетнего ребенка»?
Подгруппы отвечают на свои вопросы. Через 3 минуты каждая подгруппа передает свою карточку другой. Наконец все подгруппы отвечают на все три вопроса. Потом проводится обсуждение.
7. Работа в подгруппах «Психологический практикум»
Цель: активизировать воспитательный опыт родителей; развивать навыки анализа причин поведения ребенка.
Инструкция: Каждой подгруппе предлагается карточка с ситуациями, обсуждаются различные взгляды, принимаются конструктивные решения.
Ситуации:
- - Жалуется мама трехлетнего Вовы: «Только я отвернусь, выйду из комнаты, мой сын бьет по голове игрушками семимесячного брата».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, почему так ведет себя ребенок?
2. Что бы вы сделали в этой ситуации?
- - Роман уже проснулся, мама просит его встать с кровати. Но ребенок говорит: «Сказал - не встану, значит, не встану!»
Вопросы для обсуждения:
1. Есть ли смысл взрослому отстаивать позицию «кто - кого»?
2. Как бы вы поступили в этой ситуации?
8. Упражнение «Скорая помощь»
Цель: помочь родителям овладеть эффективными способами взаимодействия с детьми во время «кризисного» периода; конструктивно решать сложные кризисные ситуации.
Советы родителям для преодоления кризиса 3 лет:
1. Во время «кризисного» приступа оставайтесь рядом с ребенком, пусть малыш почувствует, что вы его понимаете.
2. Правильно сбалансируйте наказания и поощрения.
3. Старайтесь вести себя с ребенком настойчиво, если вы сказали «нет», отстаиваем и дальше свою мысль. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин того, что вы позволяли раньше.
4. Не пытайтесь во время приступа упрямства успокоить ребенка. Ругать его и наказывать нет смысла - это, наоборот, только сильнее будет возбуждать ребенка.
5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом.
6. Используйте наказание лишь в крайних случаях, Не унижайте ребенка, наказывая его.
7. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
8. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером для ребенка.
9. Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как вы. Поэтому чаще обсуждайте с ребенком его настроение, желания, интересы, чувства.
10. Самое главное: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки - и тогда все будет хорошо.
9. Упражнение «Копилка приобретенного опыта»
Цель: создать условия для обмена впечатлениями от работы; актуализировать опыт участников, приобретенный во время практикума.
Инструкция: Каждому участнику практикума предлагается положить камешек в копилку и поделиться своими впечатлениями от работы.
Ссылка на источник: www.psichologvsadu.ru