Деятельность педагога-психолога осуществляется в соответствии с:
- основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения
- рабочая программа педагога-психолога
- перспективный план педагога-психолога
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
Программы:
- Программа практического курса «Азбука общения»/Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская и др.. – СПб.:Детство-пресс, 2002
- Программа «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»/Е.Лютова, Г.Монина. – СПб.:ТЦ «Сфера», 2011
- Программа «Страна добра: социализация детей 5-7 лет»/Е.О. Севостьянова. – М.: ТЦ «Сфера, 2012
- Программа «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»/И.В. Ганичева– М.: Книголюб, 2004
Педагогические технологии и методики:
Нормативно-правовая и организационно-методическая документация педагога-психолога, работающего в системе образования. Учебно-методические рекомендации. – НН.: НИРО, 2014.
А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2011 А.Н.
Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника». – М.: Мозаика-синтез, 2014
Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2012
Г.А. Широкова «Практикум для детского психолога. Коррекционные игры. Детская конфликтология. Развивающие занятия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
А.И. Титарь «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате». – М.: Аркти, 2008
Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера, 2005
В.Г. Маралов, Л.П. Фролова «Коррекция личностного развития дошкольников». – М.: ТЦ «Сфера», 2008
А.Г. Самохвалова «Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция». – СПб.: Речь, 2011
Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий». – Волгоград: Учитель, 2012
А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». – М.: ООО НКЦ, 2012
Т.П. Смирнова «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Диагностические критерии. Коррекционная работа. Психологические методики». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова «Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада». – М.: Аркти, 2008
И.С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий «Капризы и упрямки». – М.: Книголюб, 2008
Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников». – М.: Владос, 2003
С.И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия». – М.: Аркти, 2011
С.И. Семенака «Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет». – М.: Аркти, 2003
О.Н. Саранская «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»- М.: Книголюб, 2008
Р. Калинина «Прикоснись к душе ребенка». – СПб.: ТЦ Сфера, 2011 Е.В. Шитова «Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет». – Волгоград: Учитель, 2009
А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников». –М.: Центр педагогического образования, 2015.
И.А. Светланова «Психологические игры для детей». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника». – М.:Генезис, 2004 http://www.kleх.ru/ewf
Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева «Занятия для детей с ЗПР» Старший дошкольный возраст». – Волгоград: Учитель, 2012
Методические средства, используемые в программе:
В процессе групповой и индивидуальной работы используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы.
- Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека.
- Коммуникативные игры. , используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
- Вербальные игры.
- Невербальные игры.
- Нами используются две основных модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Алланом.
А) Групповое обсуждение различных чувств. : радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств.
Б) Направленное рисование. - Релаксационные методы построены как антипод стресса.
- Визуально-кинестетические техники предполагают использование визуально-кинестетических образов.
Диагностический инструментарий:
Контингент детей |
Диагностический инструментарий |
Нормально развивающиеся дети 5-7 лет |
Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – Волгоград: Учитель, 2012 |
Нормально развивающиеся дети 5-7 лет |
А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет». – М.: Мозаика-синтез, 2012 |
Нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР |
М.Н. Ильина «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». – СПб.:Дельта, 1998 |
Дети с ЗПР |
У.В. Ульенкова «Дети с задержкой психического развития» (определение уровня саморегуляции). – НН.: 1994 |
Дети с ЗПР |
Диагностика сформированности эмоциональной сферы ребенка» (методика В.М. Минаевой) из методического пособия «Н.В. Ротарь, Т.В. Карцевой «Занятия для детей с ЗПР». – Волгоград: Учитель, 2012 |
Все дети |
Р.С. Немов «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста». – М.: Владос, 1998 |
Все дети |
Н.Д. Денисова «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2012 |
Все дети |
Н.В. Краснощекова «Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста». – Ростов на Дону: Феникс, 2008 |
Подготовительные группы |
А.А. Ошкина, И.Г. Цыганкова «Диагностическая карта изучения сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет». |